Прошлое на поверхности
Европейскую награду за городское общественное пространство (European Prize for Urban Public Space) в 2016 году разделили два проекта. Испанский прекрасен и заслуживает особого разговора, польский примечателен и попадает в яблочко, причем не только польское.
Тут сплелись три истории. О военном прошлом: “дыры” в застройке Щецина образовались после бомбежек в конце Второй Мировой войны. О советском прошлом: площадь Солидарности названа в память о расстрелянных в 70-е годы прошлого века рабочих, участниках мирной демонстрации. Их имена увековечены на монументе “Ангел свободы”, воздвигнутом в 2005 году. И венчает дело архитектурный сюжет: к площади обращен один из фасадов концертного зала, удостоенного в прошлом году премии имени Миса ван дер Роэ.
Это интересное сооружение никогда не фотографировали так, чтобы захватить площадь, и недаром: кроме скульптуры смотреть там было не на что. Но инъекция современной архитектуры от барселонской студии Barozzi Veiga сделало свое дело: иностранцы проложили дорогу сильной польской мастерской KWKPromes Robert Konieczny, которая кардинально трансформировала унылое пространство.
Филиал Музея истории Щецина не совсем подземный, его крыша образует пологие холмы. Эка невидаль, однако главное достоинство работы Роберта Конежны (Robert Konieczny) заключается в том, что он не разрушил городскую ткань. Склоны активно используются, пешеходы и велосипедисты по-прежнему пересекают площадь по диагонали, и даже немногочисленные деревья удалось сохранить.